Пугало

#
  • Год
    2020
  • Страна
    Россия
  • Жанр
    драма
  • Оскар
    Нет
  • Премьера
    25 февраля 2021
  • Режиссер(ы)
    Дмитрий Давыдов
  • Актеры
    Валентина Романова-Чыскыырай, Анатолий Стручков, Артур Захаров
  • Возраст
    16+
  • Время
    72 мин. / 01:12

Она знахарка. Отшельница. Юродивая. Ей немного за сорок. Она не брезгует алкоголем. Она может быть смешной, униженной, оскорбленной. Ей на себя давно наплевать. Все сторонятся и боятся ее, но тайком по ночам спешат к ней домой. Ведь только она может избавить их от болезней. А для нее это проклятие, она каждый раз клянется, что не будет больше помогать людям, но каждый раз не может им отказать. Она знает, что ее дар когда-нибудь ее погубит, но продолжает быть для людей единственным шансом на спасение.

Трейлер

Факты о фильме

«Пугало» — первый якутский фильм, попавший в основной конкурс московского фестиваля «Кинотавр». Картина получила главный приз, а также награду за лучшую женскую роль и премию гильдии критиков и киноведов.

Несмотря на самобытность якутского кинематографа, фильмы из Республики Саха уже пять лет попадают на крупные мировые фестивали. Триллер 2016 года «Мой убийца» демонстрировался в Берлине и выдвигался на соискание «Золотого глобуса», а драма «Царь-птица» в 2018 году стала триумфатором Московского международного кинофестиваля. 

«Пугало» — второй полнометражный проект Дмитрия Давыдова. В 2016 он поставил драму «Костер на ветру». До этого кинематографист занимался производством короткометражек. 

Идея пришла к Давыдову восемь лет назад. Согласно задумке, изначально фильм рассчитывался на широкую аудиторию. Предполагалось, что это будет детективная история о сотрудничестве знахарки и полиции. В итоге режиссер решил сконцентрироваться на личной драме юродивой, живущей в полном одиночестве.

Главную роль исполнила певица и актриса театра Валентина Романова-Чыскыырай. «Пугало» — ее дебют на большом экране.

Режиссер предоставил актрисе полную свободу действий, поощряя импровизацию. Так родилась идея передать душевную боль знахарки практически без слов. Давыдов характеризует персонажа как микс героини чеховской драмы и призрака из «Звонка».

В съемках принимали участие непрофессиональные актеры и односельчане режиссера.

Бюджет кинокартины составил всего полтора миллиона рублей.

Трагедия человека под звуки якутской скрипки – кырыымпы.

Внезапный, но долгожданный победитель прошлогоднего «Кинотавра» наконец-то дошел до российских экранов, а не остался достоянием кинотеатров лишь своей родины, Якутии. Драма, полутриллер и просто мрачная история «Пугало» практически вершит историю в мировом кинематографе, но пока что территориально распространяется только на разные регионы Российской Федерации. Дело в том, что прокат якутских фильмов всегда ограничивался их местными кинотеатрами, а поскольку в республике живут настоящие фанаты кино, каждый сеанс проходил с аншлагом. Зрители центральных регионов обычно довольствовались только одиночными спецпоказами в каких-нибудь малых залах, но теперь помещения будут побольше, но, к сожалению,  всего лишь с 50-процентной вместительностью.

В одичалом поселке где-то в Якутии живет необычных способностей женщина. Каждый житель ее знает, величает Пугалом, пытается сторониться и лишний раз даже не разговаривать. На самом деле, она местная знахарка, чьим даром пользуется все селение, но при этом смотрят на нее люди косо и враждебно. В их глазах Пугало ведет жизнь опасной ведьмы, к которой, конечно же, можно обратиться, но только в крайнем случае, когда все молитвы были проговорены и лекарства выпиты. Она принимает свою жизнь изгоя и каждый раз отдает частичку себя, чтобы помочь бедным потерянным людям. А последние даже не позовут ее по реальному имени и не спросят, как у нее дела.

Пугало

Похоже, каждый кинокритик, синефил или просто завсегдатай кинотеатров хотя бы раз написал пару слов про якутское кино. Почти всегда синонимично повторяется общее невероятное впечатление о том, как четко люди из Республики Саха понимают и видят людей. На такое пока даже самый лучший современный выпускник ВГИКа ещё не способен. Зачастую кинематографистами в Якутии становятся просто настоящие любители кино без какого-либо образования или занимающиеся совершенно другой деятельностью, но в свободное время снимающие фильмы. Режиссер «Пугала» работает обычным директором школы и на свои деньги создаёт кинокартины, истории которых проходят через каждую нервную клетку неподготовленного зрителя. Его дебютный фильм «Костер на ветру» в свое время открыл для мировой общественности понимание самобытности якутского кино благодаря попаданию на кинофестиваль в Пусане. У «Пугала» тоже было интересное начало, так как участие в конкурсе «Кинотавра» и победа в главной категории открывают многие возможности, особенно прокатные. Снова работа Дмитрия Давыдова будет говорить за все якутское кино, но уже с экранов разных региональных кинотеатров России, а не только со специальных показов центральных кинофестивалей.

Режиссёр картины вновь обращается к жанру трагедии без какой-либо драматизации, показывая сырую, необрамленную реальность, вокруг которой несколько толстых сантиметров снега. В «Костре на ветру» пожилой мужчина переживал горе после самоубийства сына в тюрьме и нашел единственную надежду в мальчике-беспризорнике, постоянно просящем у прохожих сигареты. Но трагедия всегда ходила следом, словно тень. У главной героини в «Пугале» она живет внутри нее, омрачает каждый день и заставляет соглашаться с участью настоящего изгоя. Поэтому можно только смеяться над тем, как другие люди называют это все даром, а ведь Пугало давно хотела бы от него избавиться.

Пугало

Вот она – настоящая трагедия человека – в его полярности отношений и чувств. Жильцы села приходят к Пугало за помощью, но уже на следующий не станут с ней даже здороваться, а если она заговорит с вашим сыном просто так, то сразу попытаются убежать. У таких людей нет чести и достоинства, а мыслят они только своими эгоистичными абсолютами. Пугало, словно Иисус, готова к распятию за грехи незнакомых ей людей. С каждой помощью она испытывает маленькую тяжёлую смерть, отдавая саму себя и забирая все черное в человеке. Однако это темное никогда не уйдет, если оно давным-давно поглотило душу и сердце. Пугало оказывается самым светлым человеком среди всех ей явившихся, но, как настоящий фаталист, она принимает свою сущность и судьбу.

Фильм предназначен для всех знающих о феномене якутского кино и понимающих, какое значение оно имеет на российском пространстве. Совсем новым зрителям, но постоянно следящим за фестивальными фильмами, данная картина также считается необходимой к просмотру.

Сегодня в кино