чт, 16 августа, 05:54
+20°C
В Красногорске
Следи за жизнью в городе

Инклюзия в Красногорском колледже: все студенты важны и востребованы

© РИАМО в Красногорске, Мария Савосина

Российские законы гарантируют равный доступ к образованию всем детям с учетом их индивидуальных возможностей, особенностей и потребностей. О том, как программа инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья реализуется в Красногорском колледже, корреспонденту «РИАМО в Красногорске» рассказала руководитель отдела инклюзивного образования Татьяна Синдецкая.

Основатель школы балета для малышей про пользу и радость от занятий>>

Истоки инклюзивного образования

© Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

В России право детей с особыми потребностями учиться вместе со всеми закреплено в Законе об образовании от 2012 года. Но о необходимости совместного обучения детей, требующих особого подхода, со здоровыми сверстниками говорили и прежде.

Еще в начале ХХ века советский психолог Лев Выготский утверждал, что необходима система образования, при которой ребенок с ограниченными возможностями здоровья не исключался бы из общества детей с нормальным физическим развитием. При этом, по мнению Выготского и его коллег, интегрированное обучение полезно не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для обычных ребят, так как помогает им развивать коммуникативные навыки и преодолевать эгоизм.

Какой вы студент? Тест>>

Доступная среда

©  Из архива Красногорского колледжа

В Красногорском колледже инклюзивное образование практикуется относительно недавно, с 2013 года. Первым направлением инклюзии в учреждении, как и во всей Московской области, стала программа «Доступная среда».

«Колледжу в 2013 году выделили средства, и образовательная площадка на улице Речной была оборудована с учетом требований доступности для слабовидящих и слабослышащих студентов, студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата», – пояснила Синдецкая.

Куда жаловаться на поборы в школе и детсаду

Филиалы Красногорского колледжа располагаются в нескольких муниципалитетах: в Истре, Звенигороде, Волоколамске, Шаховской, Тучкове. В самом Красногорске действуют три образовательные площадки: главный корпус на улице Речной и корпуса на улице Пионерской и Ильинском шоссе.

«К сожалению, не во всех филиалах есть возможность в полной мере реализовать эту программу. Прежде всего, из-за особенностей зданий – некоторые построены с узкими коридорами и проходами, а реконструкция невозможна. Инвалиду на коляске сложно самостоятельно передвигаться там. Но это не значит, что колледж становится недоступным: мы обучили весь персонал тому, как вести себя с инвалидами, и сотрудники готовы сопроводить их и оказать любую помощь», – подчеркнула Синдецкая.

Она пояснила, что речь идет не только о студентах-инвалидах, но и о посетителях колледжа.

Кроме того, колледж имеет возможность обучать студентов-инвалидов с применением электронного обучения, дистанционных технологий.

«Органы опеки всегда стараются сохранить семью»>>

Наравне со всеми

©  Из архива Красногорского колледжа

Синдецкая отметила, что набор студентов-инвалидов идет на общих основаниях, никаких привилегий ни при поступлении, ни при обучении, они не получают. Тем не менее, им выплачивается социальная стипендия, а при необходимости оказывается материальная помощь.

Когда ребенка с ограниченными возможностями здоровья зачисляют в колледж, его спрашивают, нужна ли адаптированная программа по тем или иным предметам. Все предпочитают обучаться по общей программе. Единственное отличие: занятия по физической культуре проводятся с учетом индивидуальных особенностей студента. Ведь здесь главный принцип – не навредить.

Джефф Монсон о любви к России и новой школе единоборств в Красногорске>>

Профессия для жизни

©  Из архива Красногорского колледжа

«В Красногорском колледже по состоянию на 1 сентября 2017 года обучались 56 инвалидов и 42 студента с ограниченными возможностями здоровья. Только для студентов с ограничением интеллекта созданы коррекционные группы. Студенты с нарушениями слуха, зрения, заболеваниями опорно-двигательного аппарата обучаются на условиях инклюзии по 13 профессиям и специальностям», – рассказала Синдецкая.

По ее словам, специалисты колледжа помогают студентам определиться с выбором профессии и рассказывают, как провести собеседование так, чтобы получить желаемую работу.

Как семье с детьми получить льготную ипотеку в Подмосковье

«Директор колледжа Виктор Михайлович Демин большое внимание уделяет обучению детей с нарушениями здоровья. В Истринском и Волоколамском филиалах колледжа созданы коррекционные группы, где ребята с ограничением интеллекта могут получить профессию штукатура. До этого года была возможность отучиться еще и на швею, но эта профессия оказалась невостребованной на рынке труда», – подчеркнула Синдецкая.

Она пояснила, что колледж не только дает профессию, но и помогает с трудоустройством, а затем отслеживает, как проходит адаптация выпускника в социуме, получается ли у него обеспечивать себя.

«На многих предприятиях существует квота по рабочим местам для инвалидов, и мы рассказываем студентам с инвалидностью про это. Кстати, в нашем колледже также есть квотирование рабочих мест – например, сейчас есть вакансия юриста. Возможно, на это место придет кто-то из выпускников нашего колледжа», – отметила Синдецкая.

Анастасия Волочкова: «Главный совет юным – быть профессионалом в своем деле»>>

«Абилимпикс» и другие соревнования

©  сайт администрации городского округа Балашиха

В последние годы все большую популярность приобретают молодежные соревнования по профмастерству, самые известные – WorldSkills Russia. У студентов с особенностями здоровья есть своя собственная «паралимпиада» – «Абилимпикс». Красногорский колледж активно принимает участие в этом движении, готовит участников по нескольким компетенциям и предоставляет экспертов, а с 2017 года выступает площадкой для проведения региональных соревнований.

«В 2017–2018 учебном году наш студент Степан Ивкин занял первое место в региональном чемпионате «Абилимпикс» по компетенции «Автомеханик». В 2016–2017 году наша студентка Людмила Шогина стала победительницей в компетенции «Экономика и бухгалтерский учет», – сообщила Синдецкая.

В 2017–2018 году колледж принимал 26 участников «Абилимпикса» по пяти компетенциям. В будущем учебном году здесь пройдут региональные соревнования по четырем компетенциям, также ожидается 26 участников.

«Наш колледж часто участвует в различных конкурсах. На региональном конкурсе «Лучшая практика инклюзивного образования» он предоставил восемь проектов. Первое место занял проект главного редактора газеты и телевидения колледжа Ларисы Шкиль, в котором она показала, как ребята-инвалиды работают на телестудии. Наш студент по просьбе жюри создал фильм на финал конкурса», – рассказала Синдецкая.

Дмитрий Харатьян: «Впервые на сцене я выступал в красногорской школе»>>

Студенческая жизнь

© pixabay.com, Silverleaf

По словам Татьяны Синдецкой, в Красногорском колледже созданы все условия, чтобы ребята с особенностями здоровья чувствовали себя обычными студентами – нужными, важными и востребованными. Это касается не только учебного процесса. Ведь студенчество – это не только бесконечные пары и «зубрежка», но и КВН, «Студвесна», различные фестивали и конкурсы. Одним словом, насыщенная творческая жизнь.

«По инициативе замдиректора колледжа Оксаны Бабанской мы организовали конкурс «Сияние надежды», в котором дети с инвалидностью могли продемонстрировать свои таланты – вокальные, танцевальные, художественные. Поддержать их пришли почти все одногруппники», – вспоминает Синдецкая.

Она отметила, что всю фестивальную программу, несмотря на колоссальную занятость, просмотрел директор колледжа Виктор Демин. Проект этого фестиваля номинирован на губернаторскую премию «Наше Подмосковье» 2018 года.

Но это «официальная программа». А как обстоят дела с общением студентов? Ведь основной смысл инклюзивного образования в том, чтобы юноши и девушки с особенностями здоровья погружались в среду здоровых сверстников и не чувствовали себя лишними, «не такими». Студенты-инвалиды делятся с Татьяной Синдецкой тем, как их приняли одногруппники.

«Благодаря преподавателям и мастерам производственного обучения в колледже очень доброжелательная атмосфера. Например, девочка-колясочница рассказала, что молодые люди носят ее на руках по лестнице – несмотря на то, что есть подъемники. Очень трогательную речь произнесла на выпускном Ольга Тягунова: «Я не любила учиться в школе, мне там было неуютно. А из колледжа не хочу уходить – знаю, что меня здесь все любят!» У нас учатся очень хорошие ребята, добрые, внимательные и заботливые», – заключила Синдецкая.

Актуальное

Другие СМИ

Загрузка...