пн, 19 ноября, 00:41
+1°C
В Красногорске
Следи за жизнью в городе

Кузнец‑скульптор из Красногорска о философских работах и «Городе мастеров»

© РИАМО в Красногорске, Мария Савосина

В деревне Коростово горокруга Красногорск живет Валентин Воробьев – потомственный кузнец, заслуженный художник России, один из основателей и председатель Союза кузнецов-художников России. Его произведения выставляются в ведущих музеях мира, а частные коллекционеры готовы платить за них внушительные суммы. Мастер рассказал «РИАМО в Красногорске», как рождается красота из металла и почему он не «обналичивает» свои скульптуры.

Музей скульптур в Подмосковье: танк, стреляющий розами, и железный Пушкин>>

«Железное царство» кузнеца Воробьева

При въезде в деревню Коростово установлен необычный указатель – кованый. Он гласит, что здесь расположено «Железное царство», частный музей кузнеца-художника Валентина Яковлевича Воробьева. Указатель этот тоже является экспонатом – мастер изготовил его и принимал участие в установке.

Валентин Яковлевич привык все делать сам. Сам построил дом, похожий на терем из русских сказок. Сам превратил его в музей, где можно увидеть произведения – как его собственные, так и коллег по Союзу кузнецов-художников. Им выделен целый зал: по стенам висят портреты мастеров, рядом выставлены их скульптуры. Здесь и история кузнечного дела – старинный лемех и клеймо кузнеца, кованые вещи из прошлого: коньки, подковы, плуг.

«Союз был создан более 30 лет назад. Начиналось все с того, что мы с единомышленниками встречались, общались, издавали альбомы. Постепенно к нам прибивались ребята-кузнецы. Со временем мы утвердились – сначала в Москве, а потом и здесь, на моей земле. Первым председателем мы выбрали Анатолия Корнеева. По моему мнению, он был вторым Высоцким. Он был нереально одаренным: писал стихи, замечательно играл на флейте, ковал. А каким он был философом!» – вспоминает Воробьев.

В коллекции музея есть кованый портрет Корнеева. Авторы – Валентин Воробьев и Лев Панченко.

«Союз дает кузнецам возможность общаться, расти в профессиональном плане, а также передавать свои знания молодым», – сказал Воробьев.

Мастер сообщил, что сейчас Союз готовится к грандиозной выставке в московском «Манеже».

«Департамент культуры подтвердил нам даты – с 15 августа по 15 сентября 2019 года. Для подготовки наш Союз кузнецов-художников объединился с Союзом кузнецов России. Надеюсь, выставка получится грандиозной», - поделился Воробьев.

В музее множество работ, и о каждой кузнец может долго рассказывать. «Лимонное дерево» художника из Луганска, инсталляция с пробитой автоматной очередью каской из Донецка – отклик художников на боевые действия на их родной земле.

В экспозиции «классические» работы соседствуют с философскими абстракциями и шуточными вещицами в стиле стимпанк.

«Горжусь нашими кузнецами: у каждого свой почерк. Есть и женщины-кузнецы. У меня выставлены варан Ирины Ротановой, кованый цветок Светланы Буяновой», – добавил Воробьев.

Необычные скульптуры в Красногорске: зеленые зайцы и футболист «Зоркого»>>

Летят стрелы каленые

© РИАМО в Красногорске, Мария Савосина

В коллекции Валентина Воробьева сотни произведений. Некоторые из них были выставлены в Лондоне и Париже. Лувр хотел приобрести его «Благодать», но художник не смог расстаться со своим детищем. Зато он подарил одну из своих скульптур Музею Леонардо да Винчи.

Большинство работ мастера пронизаны философским смыслом. «Крыло» – необычайно легкая, несмотря на свой реальный вес, наполненная воздухом работа. В «мазках» металла – полет фантазии и полет души.

Дух российской матери, оплакивающей сына – скульптура-посвящение женщинам, потерявшим в Великую Отечественную сыновей.

«Эту скульптуру я создал по эскизам своей супруги Елизаветы. Мы с ней 48-й год вместе, она очень меня поддерживает», – пояснил Воробьев.

Валентин Яковлевич – автор памятника «Летят стрелы каленые» в Ярославле. Композиция представляет собой огромные стрелы и контур солнца.

«На памятнике высечена цитата из «Слова о полку Игореве»: «С раннего утра до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые». Памятник мне заказал город. На средства, вырученные за него, я построил часовню», – поделился Воробьев.

В музее есть несколько вариаций на тему «Стрел каленых».

«Всегда, прежде чем приступить к созданию большой скульптуры, я делаю макет из металла», – пояснил Воробьев.

Музей техники Вадима Задорожного – поездка в историю на ретромобиле>>

Божественный промысел

© РИАМО в Красногорске, Мария Савосина

Философский смысл заключается и в «Явлении Китеж-града» по мотивам легенды о городе, который Бог укрыл от татаро-монгольского нашествия в водах озера.

«Здесь заключается двойной смысл. Мы рождаемся, отмываемся от грязи. Будет покаяние, и Россия возродится в православии», – отметил Воробьев.

Вере, храмам, божественному промыслу посвящена значительная часть работ Валентина Яковлевича. По его словам, он уже давно обдумывает идею памятника утраченным храмам России. Сейчас эта задумка реализована в виде цветка, из которого вылетают ангелы с крестами.

Есть в экспозиции музея и «посвящение» историкам.

«Нашу историю столько раз переписывали... Мой «Летописец» пишет настоящую летопись – ту, которую диктует ему ангел», – сказал Воробьев.

Многогранность творчества

Однако одной темой, даже такой многогранной, творчество кузнеца-художника не ограничивается.

«Меня волнуют разные темы. Например, в композиции «Водопад», как мне кажется, я смог передать, как вода льется с горы, ее журчание», – пояснил Воробьев.

Есть серия работ, посвященных знаменитым историческим персонам. Например, «Игра навылет», в которой по замыслу художника за партией в карты встретились Пушкин, Есенин и Высоцкий. В скульптуре отражена трагичность судеб этих русских гениев.

Второй этаж музея посвящен работам, в которых искусство тесно переплетается с технической составляющей. У многих скульптур здесь есть движущиеся и вращающиеся детали.

«На выставках такие работы очень интересны детям», – отметил Воробьев.

Город мастеров

© РИАМО в Красногорске, Мария Савосина

В «Железном царстве» выделяется и сразу бросается в глаза макет поселения, похожий на памятник деревянного зодчества в миниатюре.

«Эта работа сделана около двадцати лет назад. Я с ней ездил по стране, показывал детям. Моя мечта – создать «Город мастеров», такой учебный центр, где мастера смогут передавать свое умение. Мой младший сын, например, кузнец-художник в четвертом поколении. Почему бы не собрать такие династии по разным направлениям в искусстве: кузнец, стеклодув, ювелир и так далее. Поселить мастеров в нескольких десятках домов и каждому дать на воспитание ребенка. Тогда наша Россия начнет процветать», – считает Воробьев.

По его словам, главная проблема в реализации проекта – за эти годы не удалось найти места для «Города мастеров».

«Я русский человек и хочу возрождать истоки, показывать нашу историю и традиционное искусство детям», – подчеркнул Воробьев.

«Здесь я летаю»

© РИАМО в Красногорске, Мария Савосина

«Лет двадцать назад я понял, что должен сам сохранять свое наследие. Я не продаю свои работы. Хотя, бывают исключения. Пришел один, говорит: «Вот эту хочу!» Я ему: «Да она кучу денег стоит!» А он потом вернулся и взял, я второй этаж музея построил на эти деньги. Но такое бывает крайне редко. Пусть живем небогато, но в музее я летаю! И вообще, считаю, что здесь все не мое – Бог дал мне силы и талант, и все принадлежит ему», – поделился Воробьев.

Он пояснил, что предпочитает работать один, без подмастерьев.

«Когда я придумаю скульптуру, мне хочется ее скорее увидеть. Другие люди в процессе творчества только мешают. Сделать композицию можно за неделю, но сначала мне нужно ее хорошенько обдумать, «выстрадать», – признался Воробьев.

И добавляет, что его дед-кузнец говорил о новорожденном Валентине: «С молотком родился».

«Я когда маленький был, отец давал мне молоток, рассыпал гвозди, и я их в пол забивал. А потом давал пассатижи, чтобы я их вытаскивал. К тому же я с ранних лет видел, как работали дед и отец – оба были кузнецами», – вспоминает мастер.

А путь в творчество Валентин Яковлевич начинал с живописи.

«Когда вернулся из армии, почему-то начал заниматься металлом. И почувствовал, что это мое. В живописи я не мог раскрыть себя, а в металле отражается моя неугомонность, мой характер. С металлом нужно бороться, а я по жизни люблю добиваться своего», – заключил Воробьев.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Актуальное

Другие СМИ

Загрузка...