сб, 19 октября, 16:50
+17°C
В Красногорске
Следи за жизнью в городе

Музей техники Вадима Задорожного: машина Сталина и самолет со дна озера

© РИАМО в Красногорске, Мария Савосина

В Красногорске есть место, которое стоит посетить и горожанам, и гостям города. Это Музей техники Вадима Задорожного, где собрана уникальная коллекция раритетных автомобилей и мотоциклов, а также военной техники времен Второй мировой войны. Корреспондент «РИАМО в Красногорске» осмотрела экспозицию и узнала, на какой машине ездил Сталин, на чем выигрывали длительные гонки и где стоит единственный сохранившийся Як-15.

Галина Ковалева: «Культура имеет значение!»>>

От пустыря до музея мирового уровня

Музей техники Вадима Задорожного расположен на 4-м километре Ильинского шоссе в горокруге Красногорск. Построили его возле музея-усадьбы «Архангельское» – на поле, заросшем лопухами.

Первый камень в основание будущего крупнейшего в России частного музея заложили 15 апреля 2006 года. Спустя всего два года экспозиция открылась для посещения. Сегодня в музее представлены раритетные автомобили, мотоциклы, самолеты, танки, стрелковые орудия, паровоз и даже луноход – всего около тысячи экспонатов.

Экспонаты расположены на трех этажах здания на площади 7 тысяч квадратных метров. Цокольный этаж посвящен автопрому и товарам, произведенным в Советском Союзе. На первом выставлены европейские и американские раритетные автомобили и частично самолеты. На втором можно ознакомиться с коллекцией мотоциклов и легкого колесного транспорта времен Второй мировой войны.

Кроме того, обширная экспозиция расположена на улице – на площади четыре гектара. Здесь можно побывать на аллее танковой техники и увидеть машины как военного времени, так и более современные. Многие танки можно трогать и даже залезать на них.

Техника музея традиционно принимает участие в параде на Красной площади 7 ноября – в День Октябрьской революции. Кроме того, экспонаты из коллекции Вадима Задорожного можно увидеть в военных фильмах: музей сотрудничает с киностудией «Военфильм», последний совместный проект – кинокартина «Ильинский рубеж».

Быт и подвиги земляков – о чем рассказывают краеведческие музеи Нахабина>>

Первый экспонат

© РИАМО в Красногорске, Мария Савосина

Коллекция будущего музея началась с одного-единственного автомобиля. В 1999 году Вадим Задорожный побывал на ежегодной выставке «Автоэкзотика» в Тушине, где познакомился с группой энтузиастов-реставраторов, которые рассказали о BMW DA3 Wartburg начала 1930-х.

Это авто со сложной судьбой. Подержанную машину в 1936 году приобрел немецкий офицер. Ему не пришлось долго кататься на обновке – в годы Второй мировой войны он погиб, и BMW достался советскому летчику Станиславу Цыганову. Так автомобиль попал в Белоруссию, в военное поселение под Минском.

Произведение немецкого автопрома долго служило новым владельцам, но в конце концов возраст и советские дороги «добили» его.

Рачительные хозяева приспособили кузов под кормушку для свиней, а мотор использовали в качестве якоря для лодки.

Потом машина просто стояла без дела в сарае, пока о ее судьбе не узнали автореставраторы. Вадим Задорожный вызвался помочь новым знакомым.

«Они выкупили у владельцев автомобиль – буквально по цене металлолома. Выловили из озера и полностью перебрали мотор. В Москве машину восстановили и поставили на ход за 10 месяцев. Сейчас она в рабочем состоянии и прекрасно себя чувствует», – рассказала руководитель экскурсионного отдела музея Варвара Мокштадт.

От лагеря для военнопленных до элитных ЖК – история поселка Бруски>>

Автомобили – как лошади

Ярко-желтый BMW положил начало коллекции, и сегодня он занимает почетное место в экспозиции. Уже в 2003 году коллекция разрослась до 10 отреставрированных автомобилей. Энтузиасты объединились в Клуб кабриолетов и родстеров, организовали собственные реставрационные мастерские.

«Сейчас у нас более сотни старинных автомобилей – начиная с 1901 года выпуска и до 1990-х. Большая часть из них, около 95%, на ходу. С автомобилями – как с лошадьми: если их периодически не «выгуливать», они буквально гибнут. Поэтому мы периодически на них ездим. Последний раз заводили наши машины на день рождения музея 13 апреля 2019 года. Провели парад ретро-автомобилей, в котором участвовали более 10 машин», – отметила Варвара Мокштадт.

Она отметила, что открывал парад первый автомобиль коллекции – тот самый малыш BMW жизнерадостной желтой окраски, которая так контрастирует с его непростой судьбой.

В коллекции музея представлены раритетные автомобили производства Германии и России. Есть один бельгийский и четыре итальянских автомобиля Alfa Romeo 1930-х годов. Есть авто из Франции – как существующих ныне фирм, так и компаний, которых уже нет, например, Delahaye – фирма закрылась в 1950-х.

«Практически всю технику XX века можно увидеть в одном месте недалеко от Москвы. Это хорошая возможность как для россиян, так и для иностранных посетителей», – подчеркнула экскурсовод.

История мобильного телефона: от «кирпичей» до «лопат»>>

Horch для любимой

© РИАМО в Красногорске, Мария Савосина

Работники музея стараются узнать историю каждого экспоната. Для этого работают в архивах, сотрудничают с производителями техники и другими музеями.

«У нас одна из самых крупных в мире коллекций немецких авто марки Horch. Это элита немецкого автомобилестроения, одни из самых дорогих автомобилей Третьего рейха. Расцвет фирмы пришелся на конец 1930-х – начало 1940-х годов. В музее представлено около 10 этих машин, и большая часть реставрировалась у нас», – рассказала Варвара Мокштадт.

История одного из автомобилей вполне могла бы лечь в основу мелодрамы. Horch должен был стать романтическим подарком от американского бизнесмена его возлюбленной. Дама сердца жила в Польше, и машину доставили туда, но к девушке она так и не попала – началась Вторая мировая война. Мужчина успел увезти возлюбленную в Америку, чем, возможно, спас ее от гибели, а автомобиль так и остался в охваченной войной стране.

Еще об одном из представленных в коллекции автомобилей марки Horch известно, что знаменитый маршал Семен Буденный отдал его своему водителю.

Завод имени Зверева в Красногорске: легендарный «Зенит» и оптика для космоса>>

Авто для гонщика

Посетителям музея обязательно показывают автомобиль Delahaye 135.

«Эта машина была сделана специально для французского гонщика Рене Дрейфуса – для участия в гонках «24 часа Ле-Мана». Это гонка на выносливость. На этой машине Дрейфус участвовал в соревнованиях 1937 года и занял третье место», – сообщила Варвара Мокштадт.

Гонку на выносливость и по сей день проводят недалеко от города Ле-Ман во Франции. В 2019 году она пройдет в 87-й раз.

Лицом к лицу

Самому старому автомобилю в коллекции 118 лет. Он был выпущен в 1901 году одной из самых известных в конце XIX – начале XX века французской фирмой De Dion-Bouton.

«Они делали довольно странные автомобили. В этой машине, например, сидения расположены друг напротив друга. То есть водитель и пассажир сидели лицом друг к другу! Это было неудобно, и такие машины довольно быстро сняли с производства», – отметила Варвара Мокштадт.

По ее словам, представленный в музее экземпляр отлично сохранился для своего возраста. Все конструктивные детали в нем оригинальные, и серьезная реставрация «самоходному экипажу» не требовалась. Раритет находится в рабочем состоянии.

Директор архива кинофотодокументов о том, как хранятся исторические кадры>>

Jawa в ассортименте

© РИАМО в Красногорске, Мария Савосина

Еще один предмет гордости музея – обширная коллекция мотоциклов.

«У нас более 200 мотоциклов. Самых разных – гражданские, военные, спортивные. Представлены различные фирмы, в том числе советские, например, широко известный ИЖ от Ижевского завода. Кроме того, у нас самая полная в мире коллекция мотоциклов Jawa. Судя по отзывам наших посетителей, даже в Чехии и Словакии нет стольких экземпляров, собранных в одном месте», – подчеркнула Варвара Мокштадт.

Популярные в XX веке мотоциклы Jawa («Ява») производили в тогдашней Чехословакии. Это была одна из немногих «иномарок», доступных советским гражданам. В СССР поставили более миллиона этих мотоциклов разных моделей.

Красногорск вчера и сегодня. Сравни слайд>>

Под крылом самолета

«У Вадима Задорожного отдельная сфера интересов – это самолеты. Мы сами занимаемся поиском техники, в том числе авиационной. Кроме того, у нас были прецеденты, когда при участии музея и лично Вадима Николаевича несколько самолетов было поднято с мест боев, в том числе из озер. Они были восстановлены, и один из них – штурмовик Ил-2 – летает. Это единственный летающий Ил-2 в России», – отметила Варвара Мокштадт.

Она добавила, что в музее на ответственном хранении находятся самолеты конструкторского бюро Яковлева – как времен Великой Отечественной войны, так и более позднего периода. В том числе реактивные, сверхзвуковые, вертикального взлета и посадки. Увидеть их можно как в экспозиции в здании, так и на улице.

Посетители могут увидеть единственный в мире сохранившийся самолет Як-15. Это первый реактивный истребитель, который был принят на вооружение СССР в 1946 году.

«Несколько лет мы готовим очень интересный проект – Музей авиации. Он будет двухэтажным и расположится в здании бывших реставрационных мастерских, которые мы полностью вывели за территорию музея. Сейчас уже практически готов первый этаж, где представлены самолеты-истребители времен Великой Отечественной войны: Як-1, Як-3, Як-9 и британский истребитель Hawker Hurricane», – рассказала экскурсовод.

Интересно, что Hawker Hurricane подняли со дна озера в Мурманской области, куда он рухнул во время боя в 1942 году. Это один из первых британских самолетов, поставленных в Советский Союз по лендлизу, ему присвоили бортовой номер «01». На этой крылатой машине летали дважды герой Советского Союза Борис Сафонов и маршал Николай Кузнецов.

По словам Варвары Мокштадт, еще один этаж в новом музее посвятят Первой мировой войне. Открытие экспозиции запланировано на 2020 год.

История Красногорска: усадьбы, подвиги, «Оптикогорск» и столица Подмосковья>>

Ностальгия по СССР

Цокольный этаж Музея техники Вадима Задорожного посвящен советскому периоду истории нашей страны. Конечно, большую часть занимают различные автомобили. Но есть и стенды с игрушками, товарами и даже продуктами и алкоголем, произведенными в СССР.

«Большая часть экспонатов, представленных в этой экспозиции, – это коллекция Ирины Воробьевой. Она много лет посвятила сбору всех этих вещей и любезно предоставляет их нам. Есть и довольно редкие вещи, например, большая коллекция советских духов – более 20 разных видов», – отметила экскурсовод.

И добавила, что посетители также могут увидеть раскрои упаковок из-под сладостей.

«Эскизы и дизайн всех упаковок утверждались на самом высоком уровне, потому что зачастую были средством пропаганды. И раскрои коробок, которые у нас есть, подписаны ответственными партийными работниками», – сообщила Варвара Мокштадт.

Кроме того, здесь собрана коллекция детских педальных машинок. Многие посетители с улыбкой смотрят на них и вспоминают советское детство.

Что вы знаете о передаче «Спокойной ночи, малыши!»?>>

Машина Сталина

© РИАМО в Красногорске, Мария Савосина

«Несомненно, «звезда» экспозиции на цокольном этаже – автомобиль ЗИС-115. Машина в свое время была сконструирована специально для Иосифа Виссарионовича Сталина. Она обладает бронекорпусом и по сути является «танком на колесах». И у нас стоит одна из тех машин, которые действительно обслуживали «великого советского вождя», – рассказала Варвара Мокштадт.

Она отметила, что автомобилей данной модели – в бронекапсуле – выпустили несколько десятков.

«Была тяжелая реставрация, которая длилась пять лет. Сейчас эта машина на ходу», – добавила сотрудница музея.

«Инвалидка» для Бывалого

В музее стараются собрать редкие автомобили или экземпляры, характерные для эпохи. Например, известные как правительственные автомобили «Чайки» здесь можно увидеть в необычном «амплуа» – киносъемочный пикап и крайне редкий универсал производства ГДР. В Германии выпустили всего два санитарных автомобиля «Чайка», и один из них – в коллекции Музея техники в Красногорске.

Внимание посетителей неизменно привлекает знаменитая троица: Трус, Балбес и Бывалый из комедии Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». Расположены фигуры возле «инвалидки» СМЗ С-3А – на таком же автомобиле передвигались герои фильма.

«Машину бесплатно выдавали инвалидам, прежде всего, ветеранам Великой Отечественной войны. Однако ее часто перепродавали, и «инвалидка» стала первым доступным советским автомобилем, хоть это и было не совсем легально. Гайдай продемонстрировал это, посадив за руль самого крупного из троицы – Бывалого. Это был тонкий юмор и отражение эпохи», – пояснила экскурсовод.

Красногорск в картинах художников>>

По музею на велосипеде

В летнее время юным посетителям Музея техники Вадима Задорожного бесплатно выдают самокаты и велосипеды, чтобы удобнее и быстрее добираться от экспоната к экспонату.

Здесь можно не только узнать историю зарубежного и отечественного автомобилестроения и полюбоваться на раритетную технику. В музее традиционно проводят массовые мероприятия на День Победы, День защитника Отечества и другие важные даты.

По выходным дням в музее можно пострелять в шумовом тире и прокатиться в качестве пассажира на ретро-технике. При желании здесь можно отметить личный праздник – сотрудники готовы организовать его «под ключ». Популярны и тематические квесты.

Музей техники Вадима Задорожного

Адрес: г. Красногорск, п. Архангельское, 4-й километр Ильинского шоссе, стр. 9

Телефон: 8 (495) 662-38-18

Сайт: https://www.tmuseum.ru

Паблик «ВКонтакте»: https://vk.com/technicalmuseum

Время работы: в летнее время – без выходных с 10:00 до 20:00, касса до 19:00, в выходные дни – на час дольше; зимой – с 10:00 до 19:00, касса до 18:00, понедельник – выходной

Стоимость билетов: взрослый билет – 500 рублей; для школьников, студентов, пенсионеров – 300 рублей; дети до 6 лет, инвалиды, ветераны ВОВ – бесплатно; семейный билет (два взрослых и два ребенка) – 1300 рублей; часовая экскурсия для групп от 1 до 5 человек – 1000 рублей

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Другие СМИ

‡агрузка...