Фронтовая медсестра из Красногорска: «Везу больного, а машину обстреливают»
Зоя Васильевна Кузнецова живет в Красногорске всю жизнь – 96 лет. Более 40 лет она отдала медицине, работала медсестрой. Начало трудового пути пришлось на годы Великой Отечественной войны. Ветеран рассказала «РИАМО в Красногорске», как везла пациентов под обстрелами и почему испугалась, когда пришло известие о победе.
Программа ко Дню Победы 2021 в Красногорске: концерты, акции, мастер‑классы>>
Большая крестьянская семья
Зоя Кузнецова родилась 1 мая 1925 года в деревне Аннино. Сейчас населенный пункт исчез с карты – он вошел в состав Красногорска как улица Аннинская. Рядом с бывшей деревней вырос микрорайон Изумрудные холмы. А тогда, в 20-е годы 20-го века, здесь было восемь домов, а вместо дорог – направления.
«Мы везде бегали пешком. В школу, потом в техникум (ныне Красногорский колледж – ред.) и на работу на завод. Нужно в Гольево, Нахабино – тоже пешком», – вспоминает Кузнецова.
Она была третьей дочерью в большой крестьянской семье – у нее были брат Василий и сестры Татьяна, Лидия, Клавдия, Анна и Надежда.
«Жили мы неплохо. Земли было много, засеивали. Держали хозяйство, были лошади, коровы. Отец работал в Москве – возил дрова на лошади», – делится ветеран.
По ее словам, сложнее жить стало после образования колхоза. Туда пришлось сдать всю живность, кроме кур, появились новые налоги. Засеивали огромные поля. Сейчас на их месте высятся жилые дома.
От лагеря для военнопленных до элитных ЖК – история поселка Бруски>>
Работа на заводе в радость
После семилетки Зоя, как и многие одноклассники, поступила в местный техникум.
«У нас из всего класса в институт отправился только один Журкин из Чернева, отличник. А мы все пошли учиться на оптиков», – вспоминает Кузнецова.
Отучившись, Зоя пошла работать на местный завод.
«Мы с соседкой Машей Тимофеевой попали в седьмой цех. Работали за станком. Очень мне нравилось! Ходила на завод с радостью и гордостью. Детали делали по чертежам. У меня почти не было брака», – вспоминает Зоя Васильевна.
Проблемы Красногорского военкомата: полвека без капремонта и низкие зарплаты>>
В госпиталь вместо эвакуации
А потом началась война. В 1941 году завод имени Ленина, на котором работала Зоя Васильевна, эвакуировали в Новосибирск. Но девушка не захотела уезжать из родного Красногорска. Брата в первые дни войны забрали на фронт, а маме нужна была помощь с младшими детьми.
«Полетели самолеты. Отец вырыл яму за деревней, в ней мы прятались. Помню, как, немного не долетев до Чернева, в овраг у госпиталя упал наш сбитый самолет», – рассказывает ветеран.
Вместе со старшей сестрой Татьяной 16-летняя Зоя устроилась санитаркой в госпиталь в «Архангельском».
«Ухаживали за ранеными. Конечно, пришлось потаскать. Помню, был летчик весь обожженный. Он попал в мою смену», – делится Кузнецова.
Потом госпиталь расформировали, пациентов распределили по другим лечебным заведениям, а сотрудников уволили. Зоя устроилась посудомойкой в летный госпиталь в Ново-Никольском. В обязанности девушки входило мыть посуду и разносить еду.
«Там лежал после ранения сын Сталина, мы с ним хорошо общались. Такой шутник был!» – вспоминает Кузнецова.
Что вы знаете о Второй Мировой войне?>>
Выезд за границу
«Вскоре я переехала в Москву. Устроилась работать на фабрику, которая выпускала перевязочные материалы для фронта. Помню, ночами разгружали баржи с продуктами», – говорит Кузнецова.
От фабрики Зою направили на курсы медсестер. Окончив обучение, девушка уехала домой, в Аннино. Там ее и застала повестка на фронт.
«Меня и других медсестер – человек пятнадцать – отправили в Балашиху. Пробыли мы там несколько дней. Потом нас повезли на Белорусский вокзал. Посадили в отдельный вагон. Ночью мы приехали в город Инстербург в Восточной Пруссии (ныне Черняховск Калининградской области – ред.). Спать пришлось в подвале на сене. Всю ночь дежурили – было опасно. Утром всех распределили по госпиталям и частям», – делится ветеран.
Она вспоминает, что по распределению попала в воинскую часть в литовском Мариямполе. Туда привозили раненых. По возможности им оказывали помощь на месте или отправляли в госпиталь.
«Там было очень тяжело. Нельзя было выйти из части – наших на улицах убивали. Однажды офицер отправился в отпуск и пропал. Нашли его тело в поле, когда рожь косили. Из этой части мы возили тяжелых раненых в Инстербург – там было много наших госпиталей. Нас обстреливали только так! Коровы пасутся, а из-под них по нам стреляют», – добавляет Кузнецова.
История Красногорска: усадьбы, подвиги, «Оптикогорск» и столица Подмосковья>>
На линии фронта
Позже медсестру распределили в один из госпиталей Инстербурга.
«Мне как военнослужащей выдавали паек. Делилась им с гражданскими медсестрами – их было большинство», – говорит Кузнецова.
Выходить из госпиталя персоналу запрещали, за этим строго следила комендатура. Однажды медсестры решились нарушить запрет – уж очень захотелось нарвать слив в саду неподалеку. Конечно, попались патрулю. Строго наказывать девушек не стали, лишь пожурили.
Не вся служба Зои Васильевны проходила за госпитальными стенами. Пришлось ей вместе с частью побывать и на линии фронта, оказывать первую помощь раненым.
«Помню – везу больного, машину обстреливают. Конечно, было страшно. А что делать?»
«Помню – везу больного, машину обстреливают. Конечно, было страшно. А что делать? Бывало, наши погибали. Я, наверное, счастливый человек – проскакивала», – делится Кузнецова.
Красногорск вчера и сегодня. Сравни слайд>>
День Победы
Зоя Васильевна хорошо помнит День Победы.
«Рано утром я спала после ночной смены. И вдруг – крики, стрельба. Я проснулась в ужасе. Мысль одна – пропали! И вдруг слышу: «Войне конец! Победа!». Конечно, радость была неописуемая», – вспоминает фронтовая медсестра.
Вскоре ее демобилизовали.
«Вызывает меня начальник и говорит: «Все, закончилось ваше мучение. Завтра мы отправляем вас домой». Счастью моему не было предела! В путь меня снарядили – дали продуктов в дорогу, перину, подушку, одеяло. Приехала домой под утро – мои сестренки все на полу спят. Конечно, встреча была незабываемой», – делится Кузнецова.
А вот ее брат Василий с фронта не вернулся – погиб на Днепре.
Музей техники Вадима Задорожного: машина Сталина и самолет со дна озера>>
После войны
После войны Зоя Васильевна устроилась в 114-й госпиталь в Опалихе, сейчас это филиал № 1 госпиталя имени Вишневского. В 1948 году вышла замуж. У нее двое детей – дочь Татьяна и сын Виктор, трое внуков, пятеро правнуков.
На родительском участке Зоя Васильевна отстроила кирпичный дом. К сожалению, он сгорел. Со слезами ветеран говорит, что огонь уничтожил все фронтовые письма – ее и погибшего брата, а также иконы. Только одна уцелела.
Сейчас Зоя Васильевна живет в небольшой квартире на улице Пионерской. Как участник Великой Отечественной войны Кузнецова имеет 12 наград, в том числе за освобождение Белоруссии.