Мастер‑флейтист из Красногорска об этнических инструментах и «музыке души»

Мастер‑флейтист из Красногорска об этнических инструментах и «музыке души»
Люди

Житель Красногорска Артем Романов уже несколько лет создает этнические флейты. Их звук, богатый обертонами, совсем не похож на строгое звучание оркестровых музыкальных инструментов – он живой, природный. Корреспондент «РИАМО в Красногорске» узнала, чем отличаются индейская и индийская флейты и зачем жителю современного города «музыка души».

Лидер «Рокстории» о дружбе музыкантов и рок‑сообществе в Красногорске>>

– Артем, вы давно занимаетесь флейтами? Откуда возникло такое необычное увлечение?

– Занимаюсь флейтами около четырех лет. Очень полюбил этническую музыку, она меня вдохновила. Плюс моя специальность – мастер по дереву. Соответственно, все это слилось воедино.

Однажды мне просто стало интересно, как делаются этнические музыкальные инструменты, из каких материалов, каким образом. Начал разбираться и в этнической музыке. Дальше пошел процесс самообучения. Открыл в Красногорске мастерскую ArtFlutes.

Информации о производстве флейт и других этнических музыкальных инструментов, на самом деле, очень мало. Мастера, которые этим зарабатывают, не спешат раскрывать секреты. Это штучный товар, и конкуренция им не нужна. Так что информацию собирал по крупицам, а затем нарабатывал опыт. Не сразу, но стали получаться хорошие, качественные флейты, за которые могу ручаться – они держат строй и дают правильные ноты.

– Откуда вы знаете, что получается правильно?

– У меня есть музыкальное образование – в детстве я окончил музыкальную школу в Красногорске по классу баяна. Плюс изучал этот вопрос. По возможности смотрю, как делают флейты другие мастера, сравниваю, как звучат наши инструменты. Так что я прекрасно понимаю, как должна звучать флейта, чтобы не фальшивить.

Этническая флейта имеет очень много обертонов, потому что она выполнена из дерева или бамбука. Она отличается от обычной музыкальной флейты – сделанной из металла, оркестровой, звук которой не имеет таких богатых призвуков, а очень четкий, точный, правильный. В этнической музыке такая «идеальность» как раз не приветствуется. Этим и славятся этнические флейты – звук у них необычный, живой, природный. Ведь в природе нет абсолютно чистых звуков, как и в нашем голосе.

– Флейты каких народов вы делаете? Есть любимые инструменты?

– Самые мои любимые, с которых я, собственно, и начинал, – это индейские флейты. Во всем мире их знают как «флейты любви», а в России их называют коротким словом «пимак». Сейчас в нашей стране пимак получил очень широкое распространение среди музыкантов, играющих этническую музыку. Им легко увлечься, ведь он довольно прост в плане звукоизвлечения – в отличие от остальных флейт, например, от японской сякухати.

Вообще, бывают флейты открытые и закрытые. Открытые не имеют свистка, из них сложно извлечь звук. По сути, это пустотелая трубка, в которой нет ничего, что бы формировало нужную струю воздуха, поэтому это делается с помощью губ. Нужны тренировка и определенный навык, который надо наработать. И это реальная тренировка для легких! Так, при игре на японской сякухати принято, что длина музыкальной фразы равна длине дыхания исполнителя. Такая музыка медитативная и очень успокаивает.

Есть у меня еще индийская флейта бансури. Она очень красивая и также дает музыканту большие возможности. Это поперечная флейта, к ней нужно еще привыкнуть. Я сам на ней только учусь играть. Возможно, буду учиться всю жизнь и никогда не познаю до конца индийскую музыку. Она сложная, красивая, тоже успокаивающая, бывает грустная, бывает веселая, бывает мажорная, бывает минорная… В индийской музыке не любят резких переходов, все мелодии очень плавные, переливающиеся.

Какая необычная профессия вам подошла бы?>>

– Вы изготавливаете только флейты или и другие этнические инструменты?

– На данный момент мне интересны только духовые инструменты, то есть только флейты. На самом деле, в мире их существует большое количество, и все достаточно сложные в изготовлении – столько нюансов, которые можно познать только с опытом. У меня есть много интересных задумок, как развиваться дальше.

– Сколько времени у вас уходит на производство одной флейты?

– Это процесс творческий, поэтому не могу дать конкретный ответ на этот вопрос. Это может быть несколько дней. А бывает, что флейта лежит и ждет неделю, месяц… Или я могу создать пару флейт за раз. Есть настрой – взял и сделал сразу несколько штук.

– Куда вы деваете готовые инструменты? За четыре года наверняка их было создано немало.

– Да, десятки, если не сотни. Какие-то флейты оставляю у себя, какие-то продаю, какие-то дарю. И у меня всегда есть набор флейт, с которыми я провожу мастер-классы, чтобы каждый человек мог попробовать сыграть на этом удивительном инструменте.

Как проходит выставка‑ярмарка в Красногорске>>

– Сколько стоит самая простая флейта ручной работы?

– От 3 тысяч рублей.

– А постоянные покупатели есть? Может быть, коллекционеры?

– Коллекционеры – нет, а вот музыканты регулярно приобретают. Кроме того, в Москве есть замечательный магазин этнических музыкальных инструментов – там с удовольствием принимают мои флейты на продажу, причем продали уже много – есть спрос. Также флейты покупают люди, увлеченные восточными практиками, развитием дыхания или просто ищущие умиротворения.

– Вы только изготавливаете музыкальные инструменты или еще и сами играете?

– Я выступаю, но очень редко. Иногда просят сыграть фоновую музыку на этнических вечерах. Так что я, можно сказать, не публичный музыкант. Больше играю для себя. В музыке использую не только флейты, но и другие инструменты – варган, «посох дождя», гитары. А вот к баяну совершенно остыл.

Акустическая Рокстория в память о Цое в Красногорске>>

– Где научиться играть на этнической флейте?

– Для того, чтобы играть на таких флейтах, не нужно музыкального образования. Здесь интуитивная игра. И получается «музыка души» – успокаивающая и медитативная. Для игры достаточно получить несколько советов от мастера, все остальное приходит с практикой.

Точно так же учились наши предки: их никто не обучал, но они как-то понимали, что нужно играть вот так. И чем больше они играли, тем больше раскрывали свои способности. Да, для кого-то это просто трубка, пустая палка, для других же – невероятно красивый и живой инструмент с неограниченными возможностями.

Этническая музыка основана на строе, который называется пентатоника. Он очень древний – шаманы пели свои песни в пентатонике, хоть и не знали, что это так называется. И в Африке играли в этом строе. Рок-музыка, кстати, тоже основана на пентатонике.

Главный нюанс – пентатоника должна очень точно соблюдаться. Если флейта настроена правильно, если этот строй строгий, то как ни играй, получается красивая мелодия. А дальше все зависит только от состояния души, от импровизации.

– Вы сказали, что проводите мастер-классы. Расскажите о них.

– На них я объясняю людям, что в музыке все очень просто – достаточно слушать, как между собой сочетаются ноты. То есть, не торопитесь играть сложную мелодию – это придет со временем. Для начала играйте и слушайте звук. Вообще, этническая музыка построена именно на звуках – там красота не в самой мелодии, а в звуке флейты.

На мастер-классах я учу брать дыхание и развивать пальцы. Естественно, важны импровизация и вдохновение – меняем длительность и скорость игры, а также применяем все эти индейские «украшения» – трели, форшлаги.

Честно скажу: можно играть на флейте всего две ноты. Мелодия будет очень простая, но если ноты характерные, этнические, то это будет звучать, будет брать за душу.

Я сам постоянно учусь, это процесс непрерывный – всю жизнь можно учиться. Общаюсь с другими музыкантами, делимся опытом. А на мастер-классах я готов поделиться тем, что знаю сам.

Как прошел фестиваль ремесел в усадьбе «Архангельское»>>

– Как попасть на ваш мастер-класс?

– Можно написать в директ в Instagram-аккаунте или позвонить по телефону 8 (905) 732-02-02.

– Есть ли в Красногорске площадка для самовыражения артистов этнического направления?

– Я о таком не слышал, к сожалению. Когда провожу мастер-классы, бывает обидно, что так мало народа этим интересуется. Приходят немногие… Но те, кто приходит, всегда очень благодарят и удивляются, почему у нас не развивается это направление. Ведь это корни, истоки, это очень интересно!

Этническая музыка действительно необычная. Благодаря ей какой-то особый дух свободы у человека появляется, она успокаивает, дарит гармонию и умиротворение. Сейчас в нашем мире столько суеты, столько обыденности – этническая музыка от этого очищает.