Городские легенды Красногорска: правда и вымысел
В нынешнем году Красногорск отмечает 90-летие с момента образования. Однако разрозненные населенные пункты появились на этом месте много веков назад. В округе существует множество легенд, связанных с происхождением названий и жившими здесь (или проезжавшими мимо) знаменитыми людьми. Корреспондент «РИАМО в Красногорске» обратилась к краеведам, чтобы выяснить, какие легенды основаны на исторических фактах, а какие – просто красивая выдумка.
История Красногорска: усадьбы, подвиги, «Оптикогорск» и столица Подмосковья>>
Нахабино – «нахапали»
В состав городского округа Красногорск входит рабочий поселок Нахабино. В нынешнем году он отметит 540-летие с момента первого упоминания в летописи. Много споров связано с названием населенного пункта. Легенда гласит, что в давние времена здесь орудовала шайка бандитов. Купцов злодеи поджидали под мостом через речку Нахабинку. Разбогатев, решили построить село. А так как на жизнь награбили – «нахапали», то и село назвали Нахабино.
«Мне нравится версия, что название произошло от славянина с именем Нахаб. Это славянское мужское имя можно найти в труде крупнейшего специалиста по исторической антропонимике в дореволюционной России Николая Тупикова - «Словаре древнерусских личных собственных имен». Это один из самых фундаментальных на сегодняшний день научных трудов, посвященных русскому нехристианскому именослову», - сказала член Союза писателей России, краевед Галина Аляева.
Она также добавила, что в устной речи жителей Курской и Воронежской областей сохраняется слово «нахаба». Его можно найти и в «Толковом словаре» Даля. Значение слова – беда, неприятный случай.
«У славян была традиция давать имя с противоположным ожидаемому значением, чтобы не искушать судьбу. То есть, если в значении имени «беда» – значит, желали счастья», - пояснила Аляева.
Быт и подвиги земляков – о чем рассказывают краеведческие музеи Нахабина>>
Общество трезвости
В конце ХIХ века в Нахабине организовали одно из самых известных в России обществ трезвости.
«Когда в стране начался строительный бум, крестьяне уходили на фабрики. Как правило, оказывались при этом далеко от семей, в общежитиях, оторванными от привычного уклада. В деревне у них не было свободного времени, а в городе – отработал смену 10-12 часов, а вечером делать нечего. Началось поголовное пьянство», - пояснила Галина Аляева.
Первой борьбу с алкоголизмом начала Русская православная церковь, и в Московской губернии начали создавать общества трезвости. Одно из них организовал настоятель Покровского храма в поселке Нахабино Сергей Пермский. Общество быстро обрело популярность. Если в 1891 году оно насчитывало 47 человек, то год спустя – уже 118. Пошел слух, что кто к нахабинскому батюшке приезжает – от пагубного пристрастия излечивается. Многие были уверены, что священнику помогает чудотворная икона.
«Есть легенда, что женщина перед иконой дала обет не пить, но, вернувшись в Москву, нарушила свое слово. В Тушине построили кабак – как раз для членов общества трезвости. Многие не доезжали до Нахабина, пропивая все до последней копейки. Вот в этом трактире женщина и напилась. Вышла – и ослепла», - добавила Аляева.
Общество трезвости мешало местным жителям. Многие шли в церковь пешком, часто пьяные. Случались грабежи, скандалы. В начале ХХ века общество закрыли.
Архив кинофотодокументов: как в Красногорске сохраняют историю России>>
Подмосковная Палестина
Ряд городских легенд связан с именем патриарха Никона. Это была неоднозначная фигура в истории. С реформ Никона начался раскол в Русской церкви, в результате которого появились старообрядцы, противившиеся нововведениям в церковных обрядах. Они были уверены – Никон служит темным силам.
«В 1656 году шестой московский патриарх начинает строительство Новоиерусалимского монастыря – как подмосковной резиденции патриархов. По замыслу Никона, монастырь в будущем должен стать центром православного мира. Он замышляет создать подмосковную Палестину. Между селами Чернево и Нахабино должен был возникнуть Назарет», - рассказала Аляева.
Но грандиозным планам Никона не суждено было сбыться: через 4 года Большой Московский собор лишил его даже звания священника. Все земли вернули прежним владельцам.
Есть легенда, что красногорская Опалиха тоже получила название благодаря Никону – якобы в тех местах опальный патриарх прятался после того, как отдал посох.
По словам методиста культурно-выставочного комплекса «Знаменское-Губайлово» Юлии Зимнуховой, это не так.
«Более чем за 150 лет до этих событий в летописях уже появляется название Опалиха – починок Опалихина», - сказала она.
Более того, Опалиха Никону никогда не принадлежала. Свой путевой дворец патриарх построил в Черневе, где и останавливался. До наших дней дворец не сохранился.
От лагеря для военнопленных до элитных ЖК – история поселка Бруски>>
Княжья горка
Зимнухова напомнила, что Черневскую горку называют также Княжьей. По легенде, некая княжна, которую заставляли выйти за нелюбимого, решила покончить с собой. Карету с лошадьми она направила с крутого обрыва в овраг.
«Это легенда, которая не имеет под собой исторических обоснований. Возьмите любую скалу, любой обрыв – с каждой, по народной молве, княжны от несчастной любви бросались», - добавила эксперт.
Еще одна городская легенда – что Черневская горка на самом деле является древним курганом.
Зимнухова пояснила, что неподалеку – на территории нынешнего Митинского парка и в Мякинине – действительно выявлены курганы. А на территории Черневской горки при рытье котлованов периодически поднимают свидетельства жизни племен 5 века нашей эры – черепки от посуды, бусины. Свидетельств, что здесь было захоронение, нет.
История анестезии сквозь века. Интерактивный проект>>
Масонская ложа
В самом сердце Красногорска расположена усадьба Знаменское-Губайлово.
«Усадьба не была жилой. У Долгоруковых был дом в Москве и еще 3 усадьбы. Знаменское-Губайлово выполняло статусную роль. Здесь были приемы, приезжала императрица, в честь которой дали фейерверк – чудо по тем временам. Тем не менее, нет описания каких-то балов, которые проходили бы здесь чередой», - сказала Зимнухова.
Предполагалось, что в усадьбе собирались члены Тайного совета и, возможно, проходили заседания масонской ложи.
Не только «Солдаты»: какие фильмы и сериалы снимали в Красногорске>>
Сосна Бальмонта
При последнем владельце усадьбы Сергее Полякове – меценате и издателе – в Знаменском-Губайлове часто гостили поэты Серебряного века. Жили на «дачах» - так называли усадебные флигели.
Однажды Константин Бальмонт залез на сосну, чтобы прочесть всем ветрам свой «Предрассветно-лепестковый» стих. А слезть самостоятельно уже не смог. Пришлось неромантично звать конюхов с веревками и лестницами.
«Мы подсчитали, на какую высоту он залез – около 12 метров», - отметила Зимнухова.
Кстати, сама знаменитая сосна погибла. Но успели сохранить ее семена. Коллектив «РИАМО» подарил усадьбе молодую «дочку» бальмонтова дерева.
Еще раз Бальмонт во время прогулки решил поймать в руки отражение месяца. Для этого направился в воду – как был, в пальто, шляпе, с тростью. Зашел на глубину по шею. Вымок до нитки, но месяц, как и следовало ожидать, не поймал.
Путешествие из Красногорска в Абхазию: как добраться и что посмотреть>>
В глубине зеркал
«Главный дом чем-то пугал поэтов. Есть легенда, что здесь бродил призрак прежнего владельца, Долгорукова-Крымского», - отметила Юлия Зимнухова.
Константин Бальмонт посвятил дому такие строки:
«В старинном доме есть высокий зал,
Ночью в нем слышатся тихие шаги,
В полночь оживает в нем глубина зеркал,
И из них выходят друзья и враги.
Бойтесь безмолвных людей,
Бойтесь старых домов,
Страшитесь мучительной власти несказанных слов,
Живите, живите — мне страшно — живите скорей».
Таинственные зеркала упоминает и Юргис Балтрушайтис в стихотворении-посвящении Полякову «Зодчий».
«Убитых хоронили во дворе»: истории живущих в Красногорке беженцев из ДНР>>
Мемориал на месте кладбища
Многие уверены, что центральный мемориал Красногорска на улице Циолковского, более известный как мемориал на Красной горке, стоит на месте братского захоронения.
«Мемориал основан на месте обычного городского кладбища. Братская могила там также есть. Летом 1941 года бомба попала на территорию завода и погибли 27 человек, в том числе 6 подростков. Их похоронили в братской могиле. Сейчас на этом месте стоит памятник солдату-освободителю», - пояснила Зимнухова.
По ее словам, в 1943 году места для захоронения на кладбище закончились. В 1950-е годы было принято решение сравнять кладбище с землей. Желающие могли перезахоронить родных на Пенягинское кладбище. Но это сделали не все.
«Например, там до сих пор похоронен мой дед – я знаю, в скольких шагах от какой сосны. В праздники, например, Пасху, можно увидеть, как люди приходят навестить могилы своих родных», - добавила Зимнухова.
Она также добавила, что на Красной горке есть дуб-долгожитель. Он был посажен в 1745 году и несмотря на преклонный возраст, чувствует себя хорошо.
Парк или ЖК: что появится на берегу реки Синички>>
Две реки
Одно из сел, вошедших в состав Красногорска, называлось Баньки. По словам Юлии Зимнуховой, множественное число в названии неспроста. Рядом протекали две речки с одинаковым названием – Банька. Только в 1937 году верхнюю из них переименовали в Синичку.
Кстати, не все знают, что название реки Курица, также протекающей в Красногорске – к ее бассейну относятся Ивановские пруды – не имеет отношения к пернатым.
«Название пошло от старославянского слова «кур» - заводь. Такой же корень у названия города Курска», - пояснила Зимнухова.